пятница, 4 сентября 2015 г.

Организация методического сопровождения научно-исследовательской работы с обучающимися

Выступление на секционном заседании Емельянова Т.В., методист ресурсного центра 
эколого-биологического направления МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» 

Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые 
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой работе
А.Н.Колмагоров

   
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Создание благоприятной среды для выявления и развития талантливых и одаренных детей, мониторинг и поддержка развития их творческих способностей – одно из ключевых направлений развития образования, в частности это относится и к дополнительному образованию. Красной нитью проходит в Законе об образовании Российской Федерации направление по выявлению и поддержке лиц, проявивших выдающиеся способности. С данной целью федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и творческие конкурсы, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, в частности интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности.
     Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. В частности это касается и занятий исследовательской деятельностью.
     В Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования города Нижневартовска Центр детского творчества разработана Программа деятельности учреждения «Развитие детей, подростков и молодежи с признаками одаренности». А что такое одаренность? 
Одаренность – это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей. 
Цель Программы учреждения - развитие творческих способностей детей и подростков в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Основными задачами реализации Программы являются:
1. Обеспечение благоприятных условий для развития, поддержки и координации работы с одаренными детьми.
2. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития, позволяющих более полно удовлетворять интересы детей с признаками одаренности.
3. Расширение возможностей для участия одаренных и способных детей и подростков в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, форумах, слётах различного уровня.
4. Повышение квалификации педагогов по работе с одаренными детьми.

   Выполнение данных задач и есть организация методического сопровождения научно-исс едовательской работы с обучающимися. 
   С целью вовлечения педагогов в научно-исследовательскую, проектную деятельность, направленную на развитие образовательного процесса в Центре организована деятельность творческих групп «Организация работы с одаренными детьми» и творческая группа по организации проектной и исследовательской деятельности с обучающимися. К участию в работе данных групп привлекаются педагоги с учетом их личных предпочтений. Но, тем не менее, стараемся охватить педагогов разных направлений. На творческой группе «по организации проектной и исследовательской деятельности с обучающимися» идет большая целенаправленная работа с педагогами, проводятся методические учебы, групповые и коллективные консультации, так как известно, что основная роль в организации исследовательской работы обучающихся принадлежит педагогам. От их подготовки, специальных знаний в этой области зависит результат работы. Нередко ввиду своей загруженности педагоги испытывает трудности, связанные с недостатком разработанных методик, обработкой результатов исследования. 
    Тем не менее, учащихся надо научить вести долговременные наблюдения, делать чёткие и рациональные записи количественных результатов исследования, проводить анализ, уметь предоставлять результаты в виде таблиц, диаграмм, графиков, тем более, что каждый конкурс или научно-практическая конференция предполагает различные требования к оформлению исследовательских работ. 
    При выборе тем исследования педагоги должны учитывать возраст ребёнка, его интерес, уровень познавательной активности, индивидуальные и психологические особенности. Необходимо соблюдать соответствие между уровнем сложности выполняемой работы и уровнем потенциальных возможностей ребенка. Если эти требования не выполняются (предложенная работа школьнику завышенного или заниженного уровня сложности) интерес учащихся к исследовательской деятельности, как правило, теряется. Чтобы облегчить педагогам работу в данном направлении помогаем им с выбором тем, подбором методик исследования. Стараемся создавать условия для участия педагогов с воспитанниками в научно-практических конференциях. 
    Вот уже на протяжении трех лет в апреле месяце у нас на муниципальном уровне проходит научно - практическая конференция с громким названием «Творческий потенциал России». В ней принимают участие воспитанники разных творческих объединений всех возрастов от 8 до 17 лет. На конференции представляют свои работы такие направления, как журналистика, социально-психологическая служба, детская организация «Ориентир», отдел эстетики и быта, спортивно-массовый отдел ну и, естественно, самыми активными участниками являются воспитанники ресурсного центра эколого-биологического направления. Обучающиеся представляющие работы на конференции получают рекомендации компетентного жюри из числа педагогов Центра, и, откорректировав свои исследования принимают с ними участие в межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира», слете научных обществ учащихся, студенческой и школьной научной конференции, межрегиональной научно-практической конференции «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной». Исследовательские работы, достаточно высокого уровня обучающиеся представляют на областных, окружных и Всероссийских очных и заочных конкурсах и научно-практических конференциях, российском национальном конкурсе водных проектов старшеклассников, Международном молодежном экологическом форуме «Одна планета – одно будущее». 
   В ресурсном центре эколого-биологического направления реализуется общеобразовательная программа «Мониторинг городской среды». По ней работают пять педагогов. Автор разработчик программы Кельбас Римма Владимировна заместитель директора по УВР. Программа направлена на формирование и закрепление знаний о влиянии экологических факторов на природную среду, практических навыков по оценке окружающей среды, экологически оправданного поведения. Способствует развитию интеллектуальной, творческой, научно-практической и проектной деятельности учащихся. 
  Цель программы выявлять наиболее одарённых учащихся в области естественнонаучной направленности и включать в процесс самообразования и саморазвития. 
    Программа рассчитана на три года обучения (38 часов в год), из них 32 часа по первому году обучения отводится практическим занятиям, 6 - теоретическим. По второму и третьему годам обучения соответственно - 29 часов практическим и 9 часов - теоретическим. Занятия проводятся индивидуально один раз в неделю по одному часу. Предусмотрена работа в творческих группах. Состав группы не менее 6-ти человек (при проведении теоретических занятий). Возрастной охват детей 14-17 лет. 
   На первом году обучения учащиеся изучают условия организации научно-исследовательской деятельности, правила работы с научной литературой, ведут сбор экспериментального материала, камеральную обработку результатов исследования, учатся защищать свои работы.
   На втором знакомятся с экологическим мониторингом, проводят мониторинг состояния воздушной, почвенной, водной сред. Осваивают современные методики исследования, навыки по определению радиационного, шумового загрязнения.
    На третьем году обучения знакомятся с правилами разработки и этапами экологического проекта, составления экологического паспорта пришкольной и городской территории, с основными источниками загрязнения окружающей среды бытовыми и промыш­ленными отходами. 
   При освоении программы у воспитанников формируется мотив к допрофессиональной подготовке и поступлению в высшие учебные заведения по смежным специальностям. Многие старшеклассники для поступления выбирают лесотехническую, сельскохозяйственные академии, медицинские вузы, нефтегазовый университет по специальности инженерная защита окружающей среды, экология. За прошедшее время выпущено 123 выпускника, из них по направлению деятельности обучаются и работают 52 бывших воспитанника. Все это позволяет говорить, что методическое сопровождение научно-исследовательской деятельности обучающихся не только повышает качество исследовательских работ, экологическую компетентность школьников, но и обеспечивает профориентацию. Участие школьников в различных видах экологической деятельности, занятия исследовательской работой часто обуславливает осознанный выбор профессии.
   С 1999 года в Центре организована работа городского научного объединения учащихся «Росток». Исследовательская деятельность является одним из приоритетных его направлений. У большинства ребят есть своя тема исследования, над которой он работает определенный период времени. Тематика исследований достаточно разнообразна – это и исследования социального характера, и опытническая деятельность на учебно-опытном участке и проведение мониторинга городской среды. Предлагаемые учащимся темы исследовательских работ имеют региональную направленность. Среди них есть работы, над которыми обучающиеся работали на протяжении ряда лет и которые получили высокую оценку членов жюри на региональных, областных, Всероссийских научно-практических конференциях и конкурсах. 
    Ребята из ГНОУ «Росток» собираются на заседания каждое второе воскресенье месяца. На этих заседаниях педагоги проводят консультации по проведению исследований, викторины на расширение кругозора детей в области экологии, обучающиеся готовят проекты, проводят социологические опросы, решают проблемные ситуации. А самое главное, ребята делятся опытом по проведению и защите своих исследовательских работ. На протяжении всей своей деятельности городское научное объединение учащихся «Росток» осуществляет тесное сотрудничество с преподавательским коллективом Нижневартовского государственного гуманитарного университета, которые оказывают членам ГНОУ «Росток» помощь в подборе литературных источников и методик исследования, освоении лабораторного оборудования, анализе полученных данных, проведении консультаций по мере запроса педагогов и воспитанников, занимающихся исследовательской деятельностью. По мере необходимости помощь в проведении исследований, освоении инструментария и методик ребятам оказывают выпускники ГНОУ «Росток», осуществляя преемственность в данном направлении. И все это дает свои результаты. Только в 2014 году в ГНОУ «Росток» семнадцать лауреатов и дипломантов областных и Всероссийских конкурсов исследовательских и творческих работ учащихся.
     Если у педагога есть желание заниматься с ребенком исследовательской деятельностью, и он сделал с ним исследовательскую работу, то ему предоставляется возможность взять час индивидуальной работы по общеобразовательной программе. Ежегодно педагоги разрабатывают как для себя, так и для одного-двух обучающихся индивидуальные образовательные маршруты. Они направлены на создание благоприятных условий обучения и психологически-комфортной обстановки для успешной реализации саморазвития индивидуальности обучающегося, предпрофильной подготовки, воспитания активной жизненной позиции, способствуют развитию творческого потенциала, активного самостоятельного получения знаний, возможности для самовыражения и самоутверждения; воспитания лидерских качеств обучающихся, способности принимать самостоятельные решения, участия в мероприятиях различного уровня.
   Индивидуальный образовательный маршрут включают в себя резюме учащихся и план, содержащий такие направления работы, как - проведение консультаций для родителей и детей, диагностические исследования, умение использовать полученную информацию, создание презентаций, оформление результатов, тестирование.
  Иногда к нам приходят дети, которые не обладают какой-либо ярко выраженной одаренностью. Но в результате сотрудничества педагога и ребенка может появиться хорошая исследовательская работа. Это и будет итогом методического сопровождения ребенка педагогом. Это умение организовать работу таким образом, чтобы ребёнок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал значение своей работы, не боялся совершать ошибки, одним словом это умение найти подход к нему, зажечь огонек интереса в нем. Не зря говорят, все дети талантливы.
«Задавай нам тысячу вопросов!
Ты скажи, ну кто мы без тебя?
Без тебя мы – люди, просто люди,
Лишь с тобою мы – учителя!»
     Каждый вопрос требует ответа, а поиск ответа – это начало пути к исследованию.
   Хочется пожелать Вам уважаемые коллеги, чтобы вам всегда хватало терпения на ваших учеников, творческого потенциала, для интересного преподавания тех наук, которым вы себя посвятили, чтобы уроки ваши не стали шаблонными, проведенными «по трафарету». Пусть на них свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий