В целях создания системы непрерывного экологического образования и воспитания учащихся и молодёжи автономного округа, формирования ответственного отношения к окружающей среде и здоровью на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе работа в данном направлении должна вестись планомерно и целенаправленно.
В городе Нижневартовске нет аналогов уникальной системы по непрерывному экологическому образованию детей, сложившейся в Центре детского творчества. Это продиктовано рядом преимуществ относительно школьного образования:
- обучение организуется на добровольных началах, детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы экологического образования;
- технология позитивной оценки ученического труда создаёт неформальный, комфортный характер психологической атмосферы, что способствует развитию мотива к познанию и творчеству;
- реализация вариативных программ непрерывного экологического образования, которые носят индивидуальный характер, основываются на характеристиках, присущих данному ребёнку, гибко приспосабливаются к его возможностям и динамике развития;
- наличие квалифицированных кадров, позволяющих реализовывать вариативные образовательные программы для разновозрастных групп детей, создавать творческую продукцию, активно распространять опыт работы;
- наличие материально-технической базы, позволяющей организовать практическую деятельность детей по проведению опытов, исследований;
- тесное сотрудничество с ведомствами, учреждениями, организациями, оказывающими помощь в организации научно-практической деятельности школьников (Управление по охране природной окружающей среды ХМАО - Югра, Департамент образования и науки ХМАО - Югра, АНОДОД Областной Центр творчества детей и молодёжи «Дом природы, техники и спорта» город Тюмень, Окружной и городской комитет по молодёжной политике, кафедра экологии НГГУ, заповедно-природный парк «Сибирские увалы», ГОУДОД «Федеральный детский эколого-биологический Центр» город Москва, общеобразовательные школы).
Центр детского творчества предоставляет широкий выбор содержания, направлений и форм образовательного процесса. С детьми, посещающими кружки, детские объединения, занятия в лаборатории, лектории эколого-биологического направления работают 16 педагогов, которые видят цель своей работы не только в передаче знаний об окружающей среде, биологическом разнообразии растительного и животного мира, сколько в формировании экологического сознания и культуры поведения детей по отношению к природе.
Более десяти лет Центр остаётся надёжной основой для устойчивого развития нашего городского сообщества со своей экологической нишей для физического, интеллектуального, нравственного и социального развития детей и подростков. Постановка экологического воспитания в этих условиях такова, что знания об экологии у детей более обширны и системны по сравнению с тем, что дает им школа. Педагоги разработали программы по дополнительному экологическому образованию школьников, которые основываются на принципах доступности, научности, системности, непрерывности. Огромное внимание уделяется региональному компоненту. Принцип региональности позволяет решать экологические проблемы с учетом местных условий, широко применяя активные формы и методы в образовании и воспитании школьников. Именно региональный компонент позволяет сочетать теоретическое обучение и воспитание с широкой практической деятельностью учащихся и значительно ускорить психолого-педагогическую и методическую разработку условий формирования у школьников экологической ответственности и сознания. Стало традицией проводить городские экологические конкурсы и научно-практические конференции для дошкольников и учащихся школ города (1-11 кл.). Все они по-своему интересны, но отличаются по форме проведения и содержанию. В 1-7 классах ведётся работа по группам, в 8-11–индивидуально. Для того чтобы данная форма работы была результативной, нужна система. Только регулярное включение школьников в интеллектуально-игровую деятельность даст настоящий эффект.
Все проводимые отделом мероприятия предоставляют возможность детям и подросткам участвовать в различных видах экологической деятельности (поисковой, исследовательской, творческой, игровой, практико-ориентированной, природоохранной, пропагандистской). Тем самым, добиваясь реализации их интересов и потребностей в дополнительном образовании в области экологии, формировании и развитии их специальных способностей и позитивных личностных качеств, воспитании активной жизненной позиции в деле охраны природы и пропаганды экологических знаний, допрофессиональной подготовки старшеклассников.
Из всех учебных дисциплин, пожалуй, только экология способна научить использовать знания, полученные на различных занятиях. Кроме того, когда это происходит в процессе практической деятельности и с использованием собственной побудительной мотивации, знания закрепляются прочнее и есть надежда, что они останутся на всю жизнь.
Важным направлением работы по формированию экологической культуры детей и подростков, привитию практических навыков является научно-исследовательская деятельность. Работа в этом направлении ведётся поэтапно, начиная с закладки простейших опытов, заканчивая проведением исследовательских работ по различным программам и составлением экологических проектов.
Школьники, особенно городские, очень мало общаются с живой природой. Научить их вести себя грамотно, познакомить с разнообразием растительного мира помогает организованная работа на УОУ. Практическая работа имеет большое значение для трудового воспитания детей. Обучаясь по экологическим программам «Экология цветоводства», «Мониторинг городской среды» ребята на протяжении всего учебного года могут работать на учебно-опытном участке, отрабатывая навыки практической деятельности. Работа опытного участка иллюстрирует многие разделы курса экологии. Прежде чем засеять семена опытных растений, ребята изучают почву, как среду жизни, определяют её химический состав, вносят удобрения, подбирают растения, учитывая, как они взаимодействуют между собой и окружающей средой. Также они получают навыки флористической работы, сбора растений в природе, способов их сушки, монтировки гербариев, составления коллекций, делают морфологическое описание и определяют цветковые растения с помощью литературных справочников, что пригодится ребятам в дальнейшей учебе. Эта работа помогает им значительно углубить и активизировать процесс обучения, усилить элементы самостоятельной исследовательской работы, экологического мышления и логического решения природоохранных вопросов.
Для осуществления практической деятельности на базе Центра создана определённая материально-техническая база: учебно-опытный участок, разбитый на 10 отделов. Экологическая лаборатория, которая ежегодно комплектуется современным оборудованием. Работа в лаборатории даёт возможность ребятам осваивать новые методики, проводить опыты и исследования по различным направлениям, создавать базу данных, обрабатывать и систематизировать полученные результаты. Всё это позволяет им получать интересные данные, которые они учатся анализировать, оформлять и докладывать на конференциях. В теплице и «Зимнем саду» представлено более 300 видов комнатных растений из различных климатических зон, экологических групп. На протяжении всего учебного года воспитанники Центра осуществляют уход за растениями, закрепляя полученные знания по программе «Экология цветоводства» на практике. Проводят опытническую работу с комнатными растениями, так на протяжении ряда лет изучались фитонцидные свойства комнатных растений и как результат выделены растения, которые можно предложить жителям города для фитодизайна.
Опыты и наблюдения над растениями в теплице, зимнем саду и на УОУ обогащают учащихся конкретными фактами, лежащими в основе явлений жизни растений, помогают найти причинно-следственные связи, делать правильные выводы и обобщения, вооружают их элементарной методикой исследования жизни растений.
Большая практическая работа проводится в летний период времени. Члены городского научного объединения учащихся «Росток», как один из профильных отрядов лагеря труда и отдыха «Панама» трудятся на учебно-опытном участке. Ребята, также проводят пропагандистскую и просветительскую работу с детьми и подростками в отдалённых микрорайонах нашего города (посёлки Дивный, Магистральный, Тепличный и Солнечный) привлекая тем самым своих сверстников к изучению природы родного края и бережному отношению к ней. В этот период времени юные экологи принимают активное участие в озеленении города Нижневартовска.
Все перечисленные виды деятельности, осуществляемые в Центре детского творчества, способствуют повышению уровня экологической культуры подрастающего поколения. Практическая деятельность меняет личность школьника, его поведение, она формирует привычку правильно вести себя в окружающем мире. Такая концепция и легла в основу всей нашей работы по формированию у ребят привычки беречь природу от пагубного влияния некоторых форм человеческой деятельности.
Задача системы дополнительного образования состоит не только в том, чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии, но и способствовать приобретению практических навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе родного края.
Сегодня, как показывает практика, дети, занимающиеся в системе дополнительного экологического образования, становятся более самостоятельными в принятии ответственных решений. Имеют практические навыки работы с растениями и животными, обладают творческими способностями, они более нравственны и отстаивают свою точку зрения на происходящее вокруг, следовательно, из них вырастут не равнодушные люди.
Результаты деятельности педагогического коллектива эколого-биологического отдела Центра детского творчества подтверждаются достижениями педагогов и их воспитанников, которые являются победителями и призерами различного уровня конкурсов и научно-практических конференций.
Приложение
- 1997-2006 годы - победители областной научно-практической конференции «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной!», г. Тюмень;
- 2001 год - II место на Всероссийском смотре-конкурсе учебно-опытных участков, г. Москва;
- 2001-2006 годы - победители Областного смотра-конкурса учебно-опытных участков, г. Тюмень;
- 2003 - 2004 годы - II место на Окружном конкурсе «Человек на Земле», г. Ханты-Мансийск;
- 2003 год - VI место, 2006 год - II, V место на Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды, г. Москва;
- 2004 год - I место на I Окружном молодёжном форуме «Сохраним цветущий мир Югры», г. Ханты-Мансийск;
- 2005 год - I, II, III место на IX Окружной научно-практической конференции молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее», г. Сургут;
- 2005 год - II, III место на II школьной и VII студенческой городской научно-практической конференции, г. Нижневартовск;
- 2005 год - ГНОУ «Росток» - лучшее научное объединение города Нижневартовска на I городском слёте научных обществ, г. Нижневартовск;
- 2005 год - I, II место на городском конкурсе исследовательских работ, г. Нижневартовск;
- 2005 год - ГНОУ «Росток» - лучшая молодёжная делегация II Окружного экологического форума «Сохраним цветущий мир Югры», г. Ханты-Мансийск;
- 2005 год - воспитанница Прокаева Анастасия удостоена чести представлять Ханты - Мансийский автономный округ - Югра на Международном экологическом Северном форуме, Исландия;
- 2005 год - воспитанница Ярцева Полина занесена в Российскую энциклопедию «Одарённые дети России»;
- 2005 год - Прокаева Анастасия стала лучшей ученицей Ханты-Мансийского автономного округа - Югра и награждена медалью «Лучшая ученица ХМАО – Югра»;
- 2006 год - ГНОУ «Росток» - 2-е место среди 38 научных обществ общеобразовательных учреждений города Нижневартовска на II городском слёте (премия 8 000руб);
- 2006 год - II, V место на Всероссийской конференции юных исследователей окружающей среды, г. Москва. По результатам данного конкурса Ярцевой Полине указом Президента № 325 от 6 апреля 2006 года присуждён грант в размере 30 000руб.;
- Зав. отделом Кельбас Р.В. стала победителем окружного конкурса «Эколог ХМАО-Югра 2006» в номинации «Эколог учреждений образования».
Комментариев нет:
Отправить комментарий