Образовательные потребности современного
обучающегося возрастают с требованиями научно-технического прогресса, однако,
реальная ситуация получения детьми того или иного уровня знаний не всегда
отвечает предмету своей потребности. Процесс обучения во многих случаях не
только не способствует, но и тормозит полноценное развитие личности ребёнка.
Современное дополнительное образование должно
создавать условия для развития способностей, интересов и склонностей
обучающихся, следовательно, способствовать развитию личности. В связи с этим
идет поиск новых дидактических и методических подходов и решений проблемы
развития детей.
В
методике обучения дополнительному образованию, вопросы повышения качества
обучения рассматриваются в связи совершенствованием форм и методов обучения. В
то же время, учебный процесс становится более эффективным в том случае, если педагог
организует деятельность учащихся, опираясь на конкретные условия преподавания,
индивидуальные, психологические и возрастные особенности обучающихся, с
использованием соответствующих методик обучения.
Успешность
обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации
познавательной деятельности обучающихся на занятии, тем более, что их
реализация происходит в той или иной форме деятельности. В филосовском смысле
понятие «форма» понимается как «строение, устройство, система организации,
внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием». Любое
занятие осуществляется путем функционирования различных форм деятельности
педагога и обучающегося, форм их взаимодействия.
Под
формой организации познавательной деятельности обучающихся следует понимать»
целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия педагога
и ученика, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций,
последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и
пространственным.
Индивидуальная
форма организации работы обучающихся на занятии предполагает,
что каждый обучающийся получает для самостоятельного выполнения задание,
специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и
учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть
работа с учебником, другой учебной и научной литературой,
разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии,
хрестоматии и т.д.); проведение всевозможных
наблюдений, выполнение какой либо индивидуальной работы и т.д. Широко
используется индивидуальная работа в программированном обучении.
В педагогической
литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации
выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность обучающегося по
выполнению общих для всей группы
заданий осуществляется без контакта
с другими обучающимися, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических
заданий. Именно она позволяет
регулировать темп продвижения в обучении каждого обучающегося сообразно его
подготовке возможностям.
Таким
образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы
организации учебной деятельности обучающихся на занятии являются
дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной
основой, которые освобождают учащихся от механической работы и
позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем
эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным
является контроль педагога за ходом выполнения заданий, его
своевременная помощь в разрешении возникающих у обучающихся
затруднений. Причем для слабоуспевающих обучающихся
дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации
заданий, сколько в мере оказываемой помощи педагогом. Он наблюдает за
их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами,
дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие
обучающиеся не справляются с заданием, педагог может
прервать индивидуальную работу и дать всей группе дополнительное
разъяснение.
Индивидуальную
работу целесообразно проводить на всех этапах занятия, при
решении различных дидактических задач; для усвоения новых
знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и
навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения
исследовательским методом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту
форму организации учебной работы обучающихся при закреплении,
повторении, организации различных заданий. Однако она не менее эффективна и
при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной
домашней проработке.
Степень
самостоятельности индивидуальной работы обучающихся в
этих случаях является разной. "Первоначально обучающиеся выполняют
задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по
подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями
степень самостоятельности возрастает: обучающиеся могут работать по
более общим, не детализированным заданиям, без непосредственного
вмешательства педагога. Например, получив такое задание, каждый обучающийся сам
составляет план работы, подбирает материалы, инструменты, выполняет
необходимые действия в намеченной последовательности, фиксирует результаты
работы. Постепенно все больший удельный вес приобретает работа
исследовательского характера".
Для слабоуспевающих
обучающихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы
содержали в себе: образцы решений и задания, подлежащие решению
на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания,
позволяющие обучающему шаг за шагом решить определенную задачу — различные
теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов
и т.д., позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные
требования сравнивать, сопоставлять, расклассифицировать, обобщать и т.п.
Такая организация учебной работы обучающихся на занятии дает возможность
каждому обучающемуся в силу своих возможностей, способностей,
собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и
получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт
познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании.
В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной
работы обучающихся, в этом ее сильные стороны.
Индивидуально-обособленная
форма имеет место в том случае, когда содержание
учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения обучающихся.
Познавательная задача в этом случае не
выступает перед группой как общая и решается индивидуальными усилиями
каждого обучающегося самостоятельно, без непосредственного его общения с
другими обучающимися. Индивидуальная форма особенно удачно используется во
время самостоятельного выполнения какого либо вида деятельности.
Педагогическая
ценность этой формы организации познавательной деятельности заключается в том, что она
может хорошо учитывать особенности каждого
обучающегося сообразно его подготовке и
возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных
заданий и систематическим контролем педагога
за их выполнением. Кроме того, дифференциация выражается и в мере
оказываемой помощи обучающемуся. Эта форма важна тем, что она учит
индивидуальному труду и представляет большие возможности для самостоятельной
работы, способствует воспитанию самостоятельности
учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием. Она способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, но
и формированию таких ценных качеств
личности, как самостоятельность, организованность,
настойчивость в достижении цели, упорство, ответственность за выполнение порученного дела и т. д.
Но эта форма организации
содержит и серьезный недостаток. Способствуя воспитанию самостоятельности
обучающихся, организованности, настойчивости в достижении цели,
индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает
их общение между собой, стремление передавать свои знания другим,
участвовать в коллективных достижениях. Здесь обучающиеся
работают «рядом, но не вместе», отвечая каждый
сам за себя. Если «работа рядом» оказывается в течение всего периода
обучения в объединении дополнительного образования преобладающей, то она, естественно, является причиной порождения ярко
выраженного индивидуализма в поведении обучающегося.
Эти недостатки можно компенсировать в практической
работе педагога сочетанием индивидуальной
формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной
работы как фронтальная и групповая.
В любом случае педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель
всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной
направленности, повысить эффективность обучения. Традиционная структура может повторять привычный ход занятия с его
аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть
оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными
способами организации, с игровой основой и т.д.
Занятия в системе дополнительного образования
предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны
обучающихся. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы,
что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый
раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако
обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Такие занятия – переход в иное
психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции,
ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои
творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на
практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем
другое отношение к труду. Для педагога
это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление
собственных идей.
«Организация экологической деятельности дошкольников в современном образовательном пространстве»
Комментариев нет:
Отправить комментарий