среда, 18 апреля 2018 г.

Системный подход в работе методиста

Основная цель моей методической деятельности – повышение профессиональной компетентности педагогических работников ресурсного центра эколого-биологического направления через обновление и совершенствование методической работы, организацию непрерывного образованияВ задачи работы входит создание оптимальных условий для профессионального роста педагогов, самореализации творческих замыслов; организация учебного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта; содействие   творческой активности педагогов.

Систематически проводится диагностика профессиональных затруднений и информационно-методических потребностей педагогов. По результатам создается банк профессиональных потребностей, в системе планируется повышение профессионального уровня педагогов по актуальным направлениям, с учетом стажа   педагогами   разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.
 Каждый второй четверг месяца (за исключением сентября и мая) на совещании ресурсного центра педагоги выступают  с творческими отчетами или с темами самообразованию в соответствии с планом РЦ. Им всегда есть чем поделиться, хотя порой кажется, что нет, не затронутых тем. Как-то находят – то придумают новые инструктивные карточки, то делятся  новыми презентациями,  предлагают новые игры и тому подобное.     
Абсолютно все наши педагоги участвуют в работе творческих групп, некоторые даже в двух. Причем они прекрасно отдают себе отчет - для чего это делают. Это и баллы, и материал для аттестации и возможность заинтересовать детей и удержать детей.  
Ежегодно наши педагоги ведут занятия в школе раннего развития. Причем это и экология, и лепка, и математика и английский язык.  В летний период работают в лагере труда и отдыха с дневным пребыванием детей и подростков «Панама». Договариваются, разрывают отпуск, если это нужно, работают с трудоустроенными детьми, в зимнем саду,  потому что это тоже своего рода  система  работы.
         Организована работа по обобщению и распространению опыта педагогов им своевременно оказывается помощь. Все 100%  педагогов принимают участие в научно-практических конференциях, интернет-конкурсах, причем делают это достаточно активно. Сведения о прохождении всех мероприятий, где можно принять участие они узнают каждый четверг, кроме того, как и вашим педагогам все это им скидывается на электронную почту. Педагогами ресурсного центра  подготовлено и опубликовано более 100 работ, 8 статей изданы в методических и научных журналах Всероссийского уровня, в частности в журнале «Дополнительное образование и воспитание». Педагоги  ежегодно представляют свой опыт на городских семинарах-практикумах для воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей образовательных организаций города, педагогических советах, августовских совещаниях, в интернет сообществе, педагогической конференции. Заметен рост числа педагогов, представляющих свой опыт: 2013-2014 учебный год 73%; 2014-2015   79%; 2015-2016 - 84%. В этом году 92% педагогов представили свой опыт на конференциях, конкурсах, большинство в Интернете. У 8 педагогов РЦ есть свои блоги или странички в интернете. Ежегодно до 30% педагогов ресурсного центра проходят КПК и обучение на семинарах. В ресурсном центре сформирована устойчивая мотивация педагогов к саморазвитию и самообразованию.   Наблюдается увеличение роста педагогов с квалификационными категориями.   
     В ресурсном центре сформированы индивидуальные  папки педагогов (портфолио, где  у них хранятся данные о прохождении аттестации, курсах повышения квалификации, награды педагогов и детей, план и анализ самообразования и др.) Во второй папке – собраны результаты  тестирования, диагностик, УДД, аттестации обучающихся. Третья – по работе с родителями в ней хранятся планы, анализы,  тезисы выступления на родительских собраниях, всеобучи для родителей. И, наконец, четвертая содержит материалы по воспитательной работе с обучающимися  - годовые и помесячные планы и анализы, сценарии мероприятий. Это облегчало жизнь педагогам – понадобились какие-то данные, нашли свою папку, уточнили для себя необходимую информацию.  
Ежегодно в нашем ресурсном центре   работает 11 - 14 педагогов. Если проводится конкурс педагогического мастерства и у нас есть кандидатура, подходящая по возрасту, то педагог обязательно примет участие в нем. Даже если у него нет полной уверенности или желания, он пойдет на это, потому что знает, что не останется наедине с собой. Ему будет обеспечен крепкий тыл, и любая помощь от руководителя, методиста, педагогов ресурсного центра. Именно поэтому 50% наших педагогов принимали участие в конкурсах профессионального мастерства и достаточно успешно.  На институциональном уровне первые места  в разных номинациях - «Педагогический дебют»  у педагогов    Шитиковой Е.И., Улоковой Л.В.,  Шамшик Т.А., Крупа И.Н.   Дреминой. С.В.  На городском уровне 2 места  у Улоковой Л.В., Шамшик Т.А., Крупа И.Н., 1 место у Дреминой С.В.  В этом году  за участие в конкурсе профессионального мастерства среди педагогов образовательных организаций по созданию цифровых образовательных ресурсов «А я делаю так» сертификат участников получили  Дремина С.В., Камшу Н.Г., Улокова Л.В.).
Нет ни одного педагога, который не попробовал себя в роли члена жюри. Первоначально   роли членов жюри на институциональном уровне, в частности научно-практической конференции «Творческий потенциал России»,  затем в городском слете научных обществ учащихся, межрегиональной научно-практической конференции «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой» и др.  
Давно, ровно столько, сколько существует  ресурсный центр,  мы проводим городские игры и конкурсы в рамках «Экологического марафона». Независимо от того, ведет педагог станцию или водит по ним детей» он добросовестно будет выполнять предназначенную ему роль. Все выйдут на субботник, примут участие в озеленении территории, обеспечат присутствие детей на природоохранных акциях и других мероприятиях, потому, что это система работы. Может быть,  это не всегда методическая работа, но все это в целом и есть система работы с педагогами, а система должна быть во всем, иначе её не будет и в профессиональной деятельности.
Так в чем же заключается - Системный подход в  работе методиста структурного подразделения?  
Организация деятельности методической службы должна быть гибкой, учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, позитивно мыслить,  обеспечивать возможность каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (кого-то похвалить, кого-то ободрить, кому-то подсказать, кому-то помочь). Это значит вовремя прийти на помощь педагогу,  методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности. Помочь молодому педагогу войти в коллектив. Наладить процесс,  направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта. И все это должно делаться не от случая к случаю, а в системе.    Залог успеха – работа в команде!

Методическая рекомендация для членов творческой группы по организации проектной и исследовательской деятельности.

                                                                    «Задавай нам тысячу вопросов!

                                                                     Ты скажи, ну кто мы без тебя?

                                                                        Без тебя мы – люди, просто люди,

                                                                     Лишь с тобою мы – учителя!»

Каждый вопрос требует ответа, а поиск ответа – это начало пути к исследованию

 Использование педагогических технологий исследовательской и проектной деятельности способствует совершенствованию педагогического мастерства педагогов и реализации саморазвития индивидуальности обучающегося.

  При выборе тем исследования необходимо учитывать:

    возраст ребёнка;

    его интерес;

    уровень познавательной активности;

    индивидуальные и психологические особенности.

Необходимо соблюдать соответствие между уровнем сложности выполняемой работы и уровнем потенциальных возможностей ребенка. Если эти требования не выполняются (предложенная работа школьнику завышенного или заниженного уровня сложности) интерес учащихся к исследовательской деятельности, как правило, теряется.   

Какими могут быть темы исследования?

теоретическими - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах и других подобных источниках

      экспериментальными - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

    Цель исследования указывает общее направление движения при проведении исследования, а задачи описывают основные шаги, уточняют цель. Причем хочется уточнить - изучение литературы по теме исследования, формулирование выводов по итогам исследования не являются задачами. Это требования, без которых невозможно провести исследование и завершить его.

Цель в исследовании определяется именем существительным, а задачи должны стоять в глагольной форме и указывать на конкретную цель.

Частой ошибкой при проведении исследования является постановка гипотезы. Ее сразу ставят как утверждение. А на самом деле гипотеза - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.   Обычно гипотезы начинаются словами:

      предположим...

      допустим...

      возможно...

      что, если...

    Эксперимент -  самый главный метод познания. Он самый трудоемкий, долгий – может длиться от нескольких дней до нескольких лет в зависимости от темы исследования и возраста обучающегося.  Если работа запланирована не на один год, то в процессе её постепенно усложняется исследовательская деятельность учащихся и увеличивается доля их самостоятельной работы.  

При проведении исследования педагог должен помочь учащимся:

·      в выборе темы исследовательской работы, формулировке цели, выдвижении гипотезы и постановке конкретных задач;

·       в выборе объекта исследования;

·       в приемах и методах работы;

·       в подборе и отработке методик исследований, отборе и подготовке необходимого оборудования, специальной литературы;

·       в составлении плана и последовательности работ, включая планирование эксперимента;

·       в организации дневника наблюдений, регистрирования хода работ;

·       в обработке собранного и полученного материала, формулировке выводов, рекомендаций, написании отчета, подготовке презентации, выступления на конференции.

Если работа социального плана и предусматривает проведение опроса или анкетирование, то в нем должны принять участие не менее 30 -50 человек, можно и больше.

          Хорошая исследовательская работа - итог методического сопровождения ребенка педагогом. Это умение организовать работу таким образом, чтобы ребёнок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал значение своей работы, не боялся совершать ошибки, одним словом это умение найти подход к нему, зажечь огонек интереса в нем.         

Хочется пожелать Вам уважаемые коллеги, чтобы вам всегда хватало терпения на ваших учеников, творческого потенциала, для интересного преподавания тех наук, которым вы себя посвятили, чтобы уроки ваши не стали шаблонными, проведенными «по трафарету». Пусть на них свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски. 

          Для учащихся такой вид деятельности – первая проба сил в исследовательской работе. Это, безусловно, большой, творческий и серьезный труд, в процессе которого вырабатывается характер, настойчивость, кропотливость, ответственность за результаты исследования.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Комментариев нет:

Отправить комментарий