Публикации

 «Итоговое занятие, аттестация обучающихся –

как форма отчета за учебный год»

«Умение учителя занять в свой урок

всех учеников есть критериум

 учительского достоинства».

К.Д. Ушинский

Цель итогового занятия - подведение итогов работы группы обучающихся по освоению дополнительной образовательной программы. Итоговое занятие позволит определить степень результатов обучения по образовательной программе; проверить теоретические знания и практические умения обучающихся.  Одновременно это и получение, и обобщение сведений для совершенствования педагогом образовательного процесса.

При подготовке к итоговому занятию педагогом составляется конспект проведения занятия.  Тема итогового занятия тщательно продумывается, она может носить творческий характер. Задачи итогового занятия должны определять, какой материал вынесен для подведения итогов выполнения образовательной программы. Итоговое занятие должно быть направлено на обобщение, повторение, подведение итогов изученного за учебный год.  Для проведения занятия педагог определяет основные понятия, термины, необходимые для повторения и обобщения материала.  Форма проведения занятия должна соответствовать теме занятия, отвечать его задачам, относительно образовательных и воспитательных задач. Целесообразно применять разнообразные средства и методы обучения; дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся.  

Педагогу необходимо составить теоретические вопросы; продумать и отработать практические задания; подготовить наглядные и раздаточные инструменты, материал для практической работы. На итоговом занятии нужно создать такую обстановку при которой раскроется весь запас знаний, умений, навыков каждого ребёнка. Должно быть предусмотрено результативное выполнение всех заданий; то есть предусмотрено прогнозирование результатов занятия. В конце занятия нужно подвести итоги, обсудить результаты, которые должны отражать степень достижения поставленных задач и соответствовать цели занятия. Подготовка педагога к итоговому занятию может включать обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе; уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия; обсуждение с обучающимися формы проведения, критериев оценки результатов занятия. Можно сообщить детям вопросы тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию; можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчётный период.  

Специфика деятельности дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм итогового занятия. Успех итогового занятия будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного выбора форм. Итоговое занятие может проводиться в любой форме - занятие, игра, диспут, реферат, выставка, опрос, тест, викторина, соревнование и т.п.  Обязательно должен прослеживаться алгоритм получения и реализации знаний, умений и навыков учащихся

Структура итогового занятия, как и любого занятия строится следующим образом:

·    вводная часть занятия - организационный этап – (приветствие, рассаживание детей на места), постановка цели и задач;

·      основная часть занятия – краткое содержание и время теоретической части занятия;

·      задание (содержание) практической части занятия;

·      физкультминутка;

·      практическая работа;

·      подведение итогов итогового занятия; рефлексия;

·      методы обучения;

·      материально – техническое оснащение занятия.

Структура занятия должна быть четкой, со строгим переходом от одной части к другой в соответствии с дидактической целью занятия и закономерностями процесса обучения. Необходимо выделить главное в занятии; определить последовательность этапов и учесть оптимальное распределение времени между ними. В целом итоговое занятие, как и любое другое, можно представить, как последовательность следующих этапов:

- организационный - «Любой конец зависит от начала»  

- подготовительный – для любой деятельности нужен настрой, т.е. этап подготовки учащихся к активному и сознательному творчеству

- основной:

- итоговый – «Конец – всему делу венец» (завершение).

Каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами.

Наиболее сложная работа на занятии – организация обратной связи, т.е. обращение к обучаемым, выяснение понимания ими учебного материала.

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией: четко продуманное распределение времени педагогом своих обязанностей и обязанностей учащихся. Необходимо  четкое руководство и управление познавательной деятельностью всех учащихся, обеспечение дисциплины и порядка в течение занятия. То есть, без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализации цели (достижения конечного результата) занятия.

Для того, чтобы итоговое занятие получилось более ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим нужно создать благоприятный микроклимат на занятии и пробудить активность всех детей.

 Успех занятия зависит от педагога как личности: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен к занятию, с каким настроением ведет его, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это вместе характеризует стиль работы педагога, его педагогическое мастерство, определяет силу воспитательного воздействия его на личность ребенка и итог занятия в целом.

    

Комментариев нет:

Отправить комментарий